Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru
о себе новости статьи поэзия песни отзывы контакты связь

ВЕРЕ ИВАНОВНЕ ЕНДОВИЦКОЙ...

Вере Ивановне Ендовицкой ее лет даже и близко не дашь. Сухощаво-стройная, быстрая, с ясной и четкой речью (учитель!), она сразу "ловит" вопрос собеседника и отвечает — четко и со всей полнотой — именно на этот вопрос (математик!). Приветливые, живые глаза, не тронутые возрастом — а где, как не в глазах, отпечатывается время и опыт души...

В школе № 14, которой исполнилось полвека, Вера Ивановна проработала четверть века.

"Попадать в печать" она совершенно не хотела, но отказать в беседе не могла.

Присутствовали при беседе учитель информатики той же школы Надежда Александровна Блохина (от которой исходило большинство вопросов) и огромный добродушнейший боксер Умка, все время деликатно не мешавший, но в конце и начале не упустивший случай выразить гостям симпатию, испытываемую, видимо, просто почти ко всем. Собаки хорошо воспринимают мироощущение хозяев...

Ничего особенного не рассказывала Вера Ивановна. Может, тем и ценна была эта встреча: вспомнить прежние времена и простые истины, актуальные во все времена.

— С 1923-го я в Сергиевом Посаде. С 49-го — в четырнадцатой школе. А вообще учителем — с 38-го, работала в школе рабочей молодежи во время войны. Окончила Учительский институт, тот самый, который был тогда в Лавре. В 74-м ушла на пенсию — с огромным сожалением, работала бы еще, я хотела работать, причем в деревенской школе, где классы поменьше. Но пришлось сидеть с внуками.

— Чем отличались ученики тогда от молодежи теперь? — Да молодежь хорошая... Те, что мы на улицах видим — еще не вся молодежь. Хорошее, оно не на виду.

— А тогда... Тогда дети были скромнее. — Забитее? — Нет. И тогда отчаянные были. Но какими хорошими могли быть целые классы!

В 49-м году ученики мои были с Кировки, то есть в основном из бедных семей. Обеспеченных детей было мало. А скромные были — и в одежде и в поведении — все. И сейчас некоторых вижу из того класса — все хорошие люди. Стерлигов Лев — прекрасный хирург, в Москве. Ерофеев, Макеев — на ЗОМЗе, на "Вакцине" Леня Порошин — все труженики, и Лазарев, Хрулева, Кожевникова Ира (Вера Ивановна изумительно помнит фамилии, но имена — не всегда, что понятно).

– Что влияло, откуда был настрой учиться? — Для них школа была главное, где их видели, где их принимали, внимание им уделяли. Они школу — ценили. Тогда клубов не было. Уважение было: к школе, к учителям. А если кто баловался, хорошие ребята на них влияли.

Дома они мало что имели. Ценили школу.

Рады были, когда их спрашивают.

– Тогда еще не было школьной формы? — В 42-52-м все были в разной одежде. Форма была необязательна, потому что возможности были не у всех. — Получается, в школе формой тогда щеголяли? Она украшала? — Конечно. — Подтягивала, обязывала? — Конечно.

– А было ли видно уже тогда (Вера Ивановна учила, когда 14-я еще была семилеткой), что выйдет потом из ученика? — Можно было видеть, кто будет учиться дальше. Был такой, с такой головой, что его все звали "маленький Ленин" — вырос ученым, это можно было предсказать. А Лева Стерлигов отчаянный был парень, однажды с дерева упал... Учеба — как получалось, все давалось легко. Энергичный, порывистый. Но думала ли, что будет хирургом?

Белешко, Балашова, Чернышев Витя... уже по родителям можно было сказать, что будут дальше учиться. Многое определяла семья. Но вот...(фамилию опускаем) сказали мне, что он плохо живет. Пошла к нему. Отца нет, мать пьет, холодная комната, керосинка, недоедание... А был умница, учился, на Доске почета, общественник... То есть брал все хорошее в школе.

Или вот мальчик... татарин. Тоже ходила домой, отец встретил сквозь зубы: "нет его". Потом встретила этого мальчика уже взрослым, он в гости ко мне после этого зашел с другом и сказал: "Вера Ивановна, а я Вас любил... А помните, у Вас костюм такой был, Вы мне в нем так нравились". Ну, об этом не надо писать...

(Фамилии и имена этих мальчиков она тоже помнит).

– А Вам часто приходилось на уроках повышать голос? — Вот встретилась мне недавно в автобусе Оля Якубович. Говорит: "Вера Ивановна, я до сих пор помню Вашу интонацию: "Математика — гимнастика ума!"

Говорят, учителем надо или родиться, или воспитать его в себе. Тридцать лет работая, я смотрела, впитывала работу хорошего учителя. Я же и в Югославии работала, и в Венгрии учителем, были с мужем в этих странах.

Брать хорошее — это с детства. Воспитание получила от людей, хороших людей. Мама рано умерла, мы трое остались сиротами, от трех до семи лет. Родственники соглашались взять, но по одному, и бабушка сказала: нет, пусть будут вместе, а вы мне помогайте.

Бабушка была неграмотная, только считать умела. И она-то мне сказала, когда я школу заканчивала: Вера, я хочу, чтобы ты стала учителем. Она во мне это предвидела.

Ведь как раньше дружно жили люди! Даже если кто был (по тому времени) богатый — всегда пригласят, за стол посадят...

(И вдруг, без перехода):

– А голос повышала. Раз скажу, два. А потом: "В следующий раз не ждите пощады!"

В некоторых классах вообще не приходилось повышать. Я с добрым чутьем относилась к ребятам. Но требовательность — была.

Я внимательно входила в класс. Девочка одна у меня сидела за первой партой, сильно отставала. Говорю: слушай меня внимательно, и в другой раз все получится. И получалось.

Главное для учителя — внимание к ученику и вдумчивость.

— Кто нравился из учителей школы? — Многие нравились. Нелла Константиновна Пороховникова, Римма Васильевна Двойных, Вера Федоровна Курносова, Валентина Сергеевна Похмельных, Марина Леонтьевна Степанец, Александра Петровна Рюхина — все они и сейчас работают. — А мужчины-учителя? — Конечно, хорошо, когда они есть. (И, отвечая на рассуждения собеседников): Но ведь для мужчины работа — в основном ради интереса или денег. А женщина, она труженица, у нее больше вдумчивости...Я же знала педагогов старой гимназии: Богомолова, Богоявленского. Это были учителя!

...Потом она вспоминала первого директора, Григория Ивановича Костина, основателя 14-й школы (прекрасный русский человек, знал русскую литературу, понимал людей и принимал), директора Евгению Минасевну Соломонову (прекрасный человек и хороший руководитель), Михаила Ивановича Тоскина, завуча Михаила Михайловича Ефимова (любил приходить в какой-нибудь класс на экзамен "послушать отличника": "Если в классе есть отличники — значит, Вы хороший учитель!"

Потом смотрели фотографии — типично школьные, выпускные (Веру Ивановну вполне можно узнать) — фотографии, какие есть почти в каждой семье, но когда прошло полвека, начинает казаться — или не кажется? — что у тех людей были д р у г и е лица.

"Мои ученики — хорошие, отзывчивые люди"...

Вот и секрет живых ясных глаз в восемьдесят лет:

за весь разговор Вера Ивановна Ендовицкая плохо не сказала ни о ком.

"А хорошее — оно не на виду"

О. БЛИНОВА.

Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru
о себе новости статьи поэзия песни отзывы контакты связь