Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru
о себе новости статьи поэзия песни отзывы контакты связь

ВПЕРЕД суббота 23 мая 1998 года
№ 54 (13295)
муниципальная общественно-политическая газета Сергиево-Посадского района издается с 23 июля 1918 года

СТАВКА НА ЛИЧНОСТЬ,
или
Заметки постфактум

К
огда долго не бываешь в Сергиево-Посадской гимназии, интересно туда заглянуть. И увидеть нечто.

Уроки вроде бы закончились. Но народу полно. Разного народу в странном обличье. То в виде обаятельных зверей. То в хламидах древних, то в восточных одеждах. А вон физик с рапирами пошел... Школа это или кулисы?

Заглянешь пораньше — попадешь на некое шоу. И не знаешь, на что больше смотреть — на действо или на публику. Все и вся в оживленном резонансе.

— Да мы ни при чем, мы как бы сбоку, — уверяли взрослые, отвечая на вопросы. И просили на них не ссылаться, а может, и вообще не писать — в других, мол, школах тоже нечто подобное происходит.

А вопросы были: что происходит у вас? Театральный фестиваль? Конференция? Защита курсовых? Такие звучат разностильные термины...

Отвечали: в таком вот виде происходит защита курсовых. Или — творческих проектов,

Вначале было, как у людей. То есть в первый год работы гимназии. В академической форме: конференция, секции по предметам.

Впрочем, уже в начале были и театральная студия, и студия кукол...

А потом появились проекты. Например, «В гостях у бабушки» — когда вместо рефератов по истории ходили, действительно, по гостям. И создали из собранной утвари, пластинок, фотографий, зримый и звучащий "фрагмент истории, отечественной и местной. Казалось бы, чего проще — вот оно, не ушедшее еще насовсем. Но это надо было придумать — и сделать.

А ушедшее насовсем и давно? В этом году придумали греческий театр. Принцип, по сути, тот же: включение, погружение во время. Смотрели фильмы, разыскивали термины в словарях. Кто-то придумывал декорации, кто костюмы, кто маски, кто — остроумную программку к спектаклю. И... усаживались за пиршественный стол. Маслины, виноградный сок — что еще вкушали древние греки? Надо представить в реалиях. И восстановить попутно в беседе: кто что за это время узнал?

Высоким слогом греческой трагедии

— Спектакль — не цель, не апофеоз, — объяснили мне. — Цель осуществляется в процессе.

В самом деле — что лучше? Когда ученик перепишет из трех (хорошо бы) книг в одну тетрадь — или когда вот так?

И не только так. Можно, оказывается, сделать курсовую на материале вообще своем. Своей любимой музыки. Своей фантастической повести. И пусть аудитория задает вопросы. И тогда это становится уже не только твоим. И возникает значимость общественная из очень личного.

К какому предмету это привязано? А ни к какому. Привязано к человеку.

Личность бывает всякая, на то она и личность. Бывает не очень контактная и потому не очень приемлемая другими (прибавьте этот пресловутый переходный возраст). Тут-то и важно объединить этих личностей общим делом.

Так создалась и прошла презентация на конференции «Новая газета». Вдруг (или не очень вдруг?) образовалась целая группа журналистов (причем мальчиков), альтернативная гимназическому изданию, и началось шевеление, и повсеместное взятие интервью, и самостоятельная вообще деятельность.

То есть: ученик может себе руководителя найти, а может и не искать. А может, наверное, и не подозревать, что такой руководитель есть... Но где-то в стороне, сбоку...

По крайней мере со стороны это присутствие еще как ощутимо. И очень хотелось бы упомянуть поименно, но много пришлось бы назвать имен. И добавить: не на всех секциях конференции присутствовало театральное действо. Самое большее количество творческих работ шло в секции, где главенствовала наука.

Конференция происходила в конце апреля. А заметки постфактум вот почему: появилась возможность просмотреть результаты блицопроса — мнения самих гимназистов.

«Конференция была великолепна!» (Красная нить отзывов).

«Хорошо, что можно было попасть на секцию по любому предмету» (Раньше секции шли одновременно).

«Конференция поразила. Хорошая организованность, масштабность».

«Обстановка была уютной, домашней, совсем не официальной. На секциях царила атмосфера дружелюбия, выступавшие были объединены одной идеей» (Что и наблюдалось со стороны).

«То, чего не видела в других школах: дружелюбные отношения учителей и учеников».

«Увидел другими учителей».

«Кто бы мог подумать, что у нас столько великолепных актеров!»

По сути, это стало тенденцией подобных мероприятий в гимназии — преодоление официоза, «комичность академичности в детской среде». Сказывается даже на взрослых: один из главных теоретиков-методологов по мере работы здесь начал вместо сугубо умственных построений изъясняться притчами. Безусловно творческая метаморфоза.

Жаль одного, — подумалось в те дни, — если вся подготовка и зримый результат останутся в этих стенах. Но подумалось, к счастью, не только мне. И спектакль «Дерево превращений» по сказке Н. Гумилева (последняя постановка была в 1919 году!) показали потом в детском доме «Надежда» на Реммаше и в училище-интернате на Каляевке.

Настрой конференции был: праздничность. Понятно, это итог, заключительный аккорд учебного года. Будни были долгими. Но то и радует, что при интенсивной учебной нагрузке в гимназии находится место игре, юмору — тому, что объединяет, сохраняя при этом поле каждой индивидуальности.

Ольга БЛИНОВА

Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru
о себе новости статьи поэзия песни отзывы контакты связь
Хостинг от uCoz