Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru | |||||||
о себе | новости | статьи | поэзия | песни | отзывы | контакты | связь |
Начнем с того, что эта повесть из потока нынешней литературы выделяется.
Казалось бы, чем? В "минуты роковые" (растянувшиеся в отдельно взятой стране на десятилетия) инструментовкой данной повести не воспользовался только ленивый или вовсе невежественный литератор.
В грамотной поголовно стране, где после дарования сверху свободы книжный поток хлынул бесконтрольно... стало, по сути, нечего читать.
Криминальные и любовные романы? — Убогий язык и радужным пузырем выдутый сюжет. Проза лучших журналов, отмеченная "Букерами" и "Антибукерами"? — Надрывная ностальгия, углубленность в камерного себя, где, понятно, залежи богатств, на которые почему-то мало кто зарится. Оттого и скорбь.
Скорби хватает всем.
Не хватает света.
Ни вовне, ни внутри.
Звучание этого произведения — свет.
Дифирамбы неуместны: первая проза поэта не может быть художественно совершенной. А Надежда Коган — поэт. Поэт переходит к прозе, когда накопилось то, что в стих не уместишь. "Накопилось" — неточно. Собралось, сконцентрировалось, соединилось — в мысль. Мысль созидательную.
...есть две силы: созидание и разрушение. Они борются в каждом человеке и человечестве, — говорят герои повести.
...и есть главная цель человечества — постижение знаний.
Именно постижение, потому что:
Было дано могущество — разрушили по неведенью — "и остались у человечества только воспоминания о Золотом веке, о древе познания Добра и Зла да о потерянном рае". — ... строки повести, в которых суть.
Когда человек дозревает — нравственно — до полученного им знания — только тогда ему дарован свет.
Путь к свету — личностный рост. Автор приемлет любой способ духовного роста: будь это религия, будь это познание мудрости веков, заключенное в древних книгах, будь это вслушивание в генетическую память и развитие своих запредельных (или беспредельных?) способностей — лишь бы это служило чести и свободе, а не богатству и власти, уничтожающим личность.
Всеблагие призывают на пир Собеседника — не слугу, не двуногую пешку в игре земных и космических сил. Собеседника — для сотворчества, сотворения этого мира.
В повести обаятельно воспроизведено умонастроение "технической" интеллигенции 70-х — 80-х, обширной социальной группы с ее языком и духовными приоритетами. Это, можно сказать, историко-художественный документ, переданный не фактурой, а тканью повествования.
Пора, наконец, сказать, почему до сих пор из двух авторов повести речь шла об одном.
То есть одной.
Одной — написано. Другой — рассказано. Одной замечательной женщине удалось вызвать в замечательной другой память о прошлом. (О предыдущем и предстоящем?) Можно называть это психотерапией, можно обзывать магией (то и другое неточно), а можно — взаимодействием двух творческих натур. Бесспорно одно: повесть разделена на два пласта, стилистически совершенно разных.
Вернемся к обмолвке в начале: реминисценции из Булгакова и Стругацких, смешение фантазии и реальности — этого из нынешних литераторов мало кто избежал. Так же как упомянутые гиганты нашей литературы не избежали в свою очередь влияний: кто Гоголя, кто Хемингуэя, и даже того и другого в причудливом синтезе.
Но если у Стругацких "эволюционно избранные" уходят от дел земных, то здесь избранничество — это "передай дальше". Так в кульминации повести: у каждого нравственно возросшего (себя взрастившего) героя происходит запредельная встреча с человеком, единожды, изначально излучившим в его жизнь Свет.
Тогда и становится возможным сказать:
— Смерти нет.
Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru | |||||||
о себе | новости | статьи | поэзия | песни | отзывы | контакты | связь |