Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru
о себе новости статьи поэзия песни отзывы контакты связь

%% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %% %%

Скидки и 
Лучшие предложения

Наши страницы делают Вас богаче

%% %% %% %% %% %% %% %% %% ЖУРНАЛ ВЫХОДИТ ДВА РАЗА В МЕСЯЦ 01'04 (№ 5) %% %%


ПОДАРКИ ПРАЗДНИК ГОСТИ УДИВЛЕНИЕ СВЕЧИ ТОРТ РАДОСТЬ ДИКОВИНКИ

От подарка до конфликта —
один шаг

Деловой этикет — не только международный — всегда считался слабым местом граждан России. В минувшем столетии — вследствие «железного занавеса». До и после — вследствие широты русской натуры, способной за вечер все отдать цыганскому оркестру, но и также оттяпать у другого государства половину территории во славу империи, после чего несколько столетий выяснять, кто был неправ. Однако порой к катастрофе может привести самая ничтожная мелочь. Например, во время деловых переговоров сделан подарок, совершенно не приемлемый для партнера. Тогда — дело табак. Международный конфликт! Поэтому мы поговорим о том, какие подарки допустимы и возможны в деловых отношениях с опорой на традиции тех стран, где бизнес начался намного раньше, чем у нас.

Вошедший в историю скандал с башмаком Никиты Хрущева на трибуне ООН, кажется, несколько преувеличен современниками. Люди причастные утверждают, что там так и было принято — башмаком по трибуне стучать. Это нам, русским, в диковинку, потому и раздули этот факт американской дискуссионной нормы. Или общеизвестная байка на тему советско-британских раутов, что, мол, космонавт номер один (молва называет и другие персоны) на приеме у королевы вынул пальцем ломтик лимона из чашки с чаем, дабы съесть. И королева, когда все за столом от такого варварства замерли, с улыбкой поступила точно так же. Опустила пальчики в свой чай и вынула лимон. Такие моменты — мелочь и не мелочь. Особа королевской династии знала: ради главного надо проявить понимание. В пределах этикета, конечно. Скорее всего, она этот пресловутый лимон и не ела. Поэтому всегда лучше заранее ознакомиться с традициями делового общения своих зарубежных партнеров. Знание основных правил этикета лишним не будет. Да и правила для всех стран в общем одинаковы — лимон-то из чашки с чаем пальцами не вынимают...

Nota bene

Подарки в процессе бизнес-отношений. Что является необходимой любезностью, и что ее превышает? Для начала несколько рекомендаций общего характера.

Не стоит преподносить что-либо в самом начале деловых переговоров — выглядит как подкуп. Возможен лишь фирменный пакет с брошюрами о своем бизнесе, информационными CD, календарями и авторучками, лучше с символикой компании. Хорошо, если удастся подарить партнеру во время корпоративного праздника изделие своей фирмы. Еще лучше — скидку или суперскидку, произнеся что-то вроде: «В честь дня рождения нашей компании всем оформившим заказ в таком-то месяце на такую-то сумму — скидка».

Если вы и ваши партнеры находитесь не на первой стадии знакомства, уместны художественные альбомы, книги, картины, кожаные аксессуары, галстук, парфюм, шарф, часы (только не партнерам с Востока — для них это символ скоротечности жизни), декоративные предметы, статуэтки, авторские работы из стекла, дерева, кожи, керамики... Именно авторские! Стандарт «матрешка-самовар» у всех уже есть. Всегда приятно, если подарок персонифицирован, т.е. сделан с учетом личных предпочтений партнера. Не следует дарить зеркала и ножи. Но если зеркальце в берестяной рамке, а колющий предмет в ножнах авторской работы — можно.

Будьте внимательны к партнерам из Японии: что бы то ни было из четырех предметов японцам никогда не дарят. В Японии число «4» — число смерти.

Из вин принято дарить ликеры и редкие десертные вина в красивой упаковке. Если бизнесмен из-за рубежа привык к традициям страны и к ним благосклонен, вполне подойдет набор «водка плюс икра», «коньяк плюс коробка хорошего шоколада». При случае подобный подарок можно повторить, если вы вдруг забыли, что дарили прежде.

Цветы уместны всегда: в горшочке, чтобы украсить интерьер офиса и о вас ненавязчиво напомнить, или в букете, подобранном специалистами-флористами.

Дорогой подарок деловым партнерам, как правило, неуместен. Принятая цена для рядовых коллег — от $5 до $10; для VIP-персон — от $100 до $600, и то если уровень контакта — временной и личностный — это позволяет. Если была уже встреча в частном доме, возможен подарок в виде билета на модный спектакль или приглашения в ресторан с национальной кухней.

Надо знать, как вручать и как принимать подарок. По правилам этикета, подарок принято сразу развернуть и посмотреть. Вручать лучше обеими руками и с легким поклоном. Особенно представителям Востока.

Никаких подарков!

Опросить представителей зарубежных компаний на тему деловых подарков оказалось непросто — пиарщики стояли насмерть, отказываясь соединять с теми, чье мнение интересно было бы узнать. И ничего не поделаешь — в каждой компании свои корпоративные правила!

«Согласно политике нашей компании, которой мы строго придерживаемся, — говорит Алексей Лухтов, ассистент по закупкам компании «Проктер энд Гэмбл», — кроме календарей и авторучек, мы ничего не имеем права ни дарить, ни принимать. Например, при проведении тендера на поставщика компания выпускает для всех участников письмо, в котором излагает свою позицию. Мы — компания, которая надолго пришла на рынок и хочет работать по честным правилам. Поэтому никаких подарков и приглашений на увеселительные или спортивные мероприятия. Призываем всех участников тендера направить свои усилия на подготовку лучших предложений для компании, а не увеличивать расходы, связанные с подарками, которые могут являться и взятками. В случае, если поставщик игнорирует эти требования или замечен в подобных вещах, мы его исключаем из списка претендентов на долгие годы. Если подарки все же приходят, мы их возвращаем с письмом, где подчеркиваем наши требования в этом отношении. Все возможные личные презенты должны быть исключены. Сотрудники каждый год получают соответствующее информационное письмо, под которым подписываются о персональной ответственности за выполнение политики компании».

Звоним в Российско-Британскую Торговую Палату. «Вы знаете, британцы и так нашим мнением о них обижены, — объяснил PR-менеджер. — Им нельзя рассказывать анекдоты, поскольку их чувство юмора с нашим не стыкуется, с ними нельзя обсуждать Северную Ирландию и королевскую семью, визитные карточки у женщин должны быть больше, чем у мужчин, у них не принято целовать руки женщинам... Чушь! Мир бизнеса уже давно стремится жить по общим законам. Бывают, конечно, нюансы. Вот наши, русские, не знают, что у британцев принято на первую встречу отводить 40 минут, не больше. Если есть что еще обсудить — это уже вторая встреча».

Да, уж если есть в деловых отношениях нечто особое, так только с японцами. У них на визитной карточке что-то написать — оскорбление!

Из первых рук

Михаил Клименко, замдиректора ЗАО «Партнер» в компании «Рус-Бренд», проработал за рубежом 15 лет и хорошо знает, что такое деловые подарки. «Подарки всегда зависят от праздника, самой компании, ситуации в экономике и многих других факторов, — утверждает Михаил. — Мне лично во время работы в Америке дарили свитера, начиная от ширпотреба типа Jersey до довольно дорогих, но не «брендовых», как Ralph Lauren. Оказывается, американцы любят дарить свитера, полотенца... Неважно, если на взгляд европейца это выглядит странно».

Принято в Америке дарить и галстуки. При выборе галстука легко промахнуться, поэтому американцы покупают эту деталь туалета в дорогом магазине, где, как им кажется, не может быть плохих вещей. Галстуки дарят в зависимости от статуса и примерной зарплаты партнера. Так если партнер занимает должность вице-президента, коммерческого директора, директора по маркетингу, то галстук будет куплен за $90-120 — для Америки это очень дорого.

«В Америке могут подарить билет на праздничное шоу, — продолжает Михаил Клименко, — приглашение на обед или ланч в дорогом ресторане (без всяких разговоров о делах), билет на балет. Для особо ценного клиента компания может заказать самолет для оплаченного уикенда вдвоем — в спа, на горнолыжном курорте, могут подарить круиз. Дарят всякие приятные неожиданности. Например, когда я работал в компании Merryll Linch во Флориде, мне подарили билеты во французский Circuse de Solleil, который гастролировал в Дисней Уорлде. Клиентов банка могли отвезти на самолете в Нью-Йорк, где их на частном аэродроме встречали на лимузине, везли в оперу и в тот же вечер доставляли обратно в Орландо».

Дарят хорошее вино, виски. Полуподпольно — кубинские сигары. Корзины с цветами, с фруктами и... корзины с колбасой. Михаил вспоминает, как при нем коллеге-немцу подарили набор из разных колбас: «Огромный, дорогой, но было похоже, что его делали еще к прошлому празднику. Немец плевался, говорил, что в Германии такую колбасу и собакам не дают — общество защиты животных засудит. Я попробовал — как картон. Оказалось, партнеры хотели сделать ему приятное и подарили немецкую праздничную колбасу в американском исполнении... И все же, когда видишь, с какой торжественностью американцы подарки преподносят и как тщательно их выбирают, как долго обсуждают, то понимаешь: дорог не подарок — дорого внимание».

Однако бывают и другие подарки. Пожелавший не называть своего имени бизнесмен рассказал о пышной пресс-конференции в Нью-Йорке, по окончании которой всем присутствующим вручили по белой розе в подарок. Еще через несколько дней каждый из них с удивлением получил счет на кругленькую сумму за все съеденное и выпитое на той пресс-конференции. В счет была включена и белая роза...

Главное — трезвый взгляд

«Надо знать, для человека какого ранга подарок предназначен, — уверен г-н Сингх, директор культурного центра имени Джавахарлала Неру при посольстве Индии. — На переговорах и встречах на государственном уровне, как правило, ничего не подаришь. Но мы все же дарим рукописи на санскрите, изделия из камня или бронзы ручной работы, женщинам — дорогие ткани, шелк, например, шали из Кашмира. Это официальный уровень. Если речь идет о первой встрече бизнесменов, то все формально. Только когда знакомство длится уже годами, можно дарить изделия из золота, бриллиантов, сувениры из слоновой кости, украшенные драгоценными камнями... Конечно, если партнеры богатые и могут себе это позволить. Я же в основном имею дело с людьми творчества, науки, для которых лучший подарок — живопись или книга. Особенно книга об Индии на русском языке. Видеофильм. Диск с записью индийской музыки. Но всегда, делая подарок, надо чувствовать человека и правильно оценивать ситуацию. Порой можно и обидеть партнера...»

А иногда можно и напроситься на подарок от партнеров, причем не самым деликатным образом. В одном из российских банков хорошо помнят, как на заре перестройки после подписания сделки западный партнер банка обратился к российским коллегам со скромной просьбой достать 4 билета на премьеру в Большой театр. В те годы еще не закончилась эпоха дефицита, и билеты в Большой были равноценны конвертируемой валюте. Через день число желаемых билетов увеличилось — просили уже для всего руководства компании, а потом и для их жен. Скромная просьба обернулась нескромной суммой. И никто не предложил возместить банку нешуточные по тем временам расходы. Видимо, посчитали их составной частью расходов по сделке.

В настоящее время политика компаний касательно подарков деловым партнерам самая разная — от полного запрета до полной свободы. Но, как показывает практика, чаще всего полагаются на здравый смысл сотрудников, оставляя им самим право решать, стоит за подарком некий иной умысел помимо любезности или нет. Главное — трезво оценить и партнера, и ситуацию, а также себя. Ведь от подарка до конфликта может быть только один шаг.

Материал подготовила Ольга Блинова


   

Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru
о себе новости статьи поэзия песни отзывы контакты связь
Хостинг от uCoz