Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru
о себе новости статьи поэзия песни отзывы контакты связь


февраль 1995г., с. 4


Клад личности

Разговор в средней школе № 19:

— Что у вас там в Центре творчества детей и юношества происходит? Какой клад вы ищете?

— А что?

— Уж больно громко и интересно вы его ищете. Мы тоже хотим.

Да, вот уже четыре месяца в центре творчества детей и юношества ребята ищут клад. Не золотые монеты и драгоценные камни, а необычный клад, которым обладает любой человек и который подчас так и остается не найденным ни им самим, ни окружающими его людьми.

Задача, конечно, не из легких.

Как мы ее решаем?

Это целая программа. В ней есть известные методы, испытанные временем и практикой, и есть новые, экспериментальные. К нам ходят ребята в основном из ближних школ (№ № 6, 19, 22) — те, кто не занят в кружках и студиях. Три группы, 45 человек. 5-е — 7-е классы. Важный момент — не разбегаются, значит, нравится.

Когда нам бывают нужны другие ребята — художники, спортсмены — привлекаем их тоже.

Сразу хочется поблагодарить тех, кто нам помогает: Комитет по образованию и защите прав детей, Фонд развития образования, администрацию базы отдыха "Огонек".

..."Кто я? Какой? Что я умею?" — ответы на эти вопросы ребята находили в процессе психологических тренингов, проведенных педагогом-организатором Центра творчества Н.Ю. Кузнецовой. Тренинг актерского мастерства, выездные школы экстремальных ситуаций, "Час рекордов Гиннеса", творческая лаборатория "Чудеса в тебе самом" — здесь работали наши кураторы групп Н.А. Гуськова, Ю.Б. Храмова, С.А. Мулюкова, Т.В. Козлова.

Как это, например, происходит?

"Что ты за день сделал хорошего?" — ставится вопрос. Все вспоминают: вымыла посуду, сходил в магазин... А один сидит, молчит, будто ничего хорошего вообще в жизни не делал. А после занятия подходит: "Вот сегодня меня толкнули, а я не ответил — это хорошо?"

Так идет осмысление своих поступков — вместе со всеми и про себя.

Конкурс на самого сильного — и самого слабого, на самую широкую улыбку, самую лохматую прическу, самый громкий крик... Мальчик был очень счастлив, когда оказался самым... веснушчатым!

Так идет открытие себя, своего отличия от всех, и то, что могло казаться недостатком, оборачивается неповторимой особенностью.

Или: сами ребята проводят игровое тестирование. Кто-то получается по характеру ближе всего к барону Мюнхгаузену, кто-то к пирату Сильверу, находятся и Буратино, и граф Монте-Кристо.

Так осознаешь, что интересен себе и другим.

Но как определить сферу своих интересов? Знакомством с разными видами творческой деятельности. Темам: "Дом", "Здоровье", "Техника" соответствовали ролевые игры и тренинги "Творческий коктейль", "Народная академия здоровья", "Технодром" (за помощь благодарим Техникум игрушки). Знакомство с людьми, посвятившими жизнь творчеству. И, как гармоничное дополнение, спорт (спасибо средней школе № 4 за возможность провести спортивный КВН) — трудно перечислить все, что было за это время.

Школа экстремальных ситуаций. Идешь, допустим, по улице в прекрасную погоду и в прекрасном настроении. А тут подъезжает машина и высовывается приглашающий дядя. Или: идешь к своему подъезду, а за тобой кто-то неизвестный. Или: на пути великовозрастные детки, требуют денег.

Понятно, из таких положений выход не сразу найдет и взрослый, но важно быть к ним готовым, их проработать — сначала в игре, потом в обсуждении.

Еще ситуация — пожар. Тоже ролевая игра: вот ты падаешь в обморок, ты бежишь, никого и ничего не видя, ты стараешься всех успокоить, ты первый заметил дым... Интересно, что тот, кому поручили всех успокаивать, в конце концов побежал за ведром. Игра — но по ходу игры все равно в каждом пробуждается истинное "я". И так, без слов и внушения, постигается необходимость определенного выхода.

Или "я плюс ты" (провела Г. С. Рябова) — ролевая, деловая игра. Ряд ситуаций, в которых надо найти единомышленника. Ведь с двоих, понимающих друг друга, начинается и коллектив, и любое дело.

Или психологический тренинг "Что такое счастье". Важно понять, что если счастье для тебя — подарок, игрушка, для другого человека это может быть и кусок хлеба...

Творческие лаборатории "Сам себе режиссер", "Сам себе модельер", "Сам себе композитор", "Сам себе декоратор" — результаты труда вошли в сценарий и оформление праздника Центра творчества.

Для тех, кто заинтересовался этой программой, проводятся у нас семинары, где можно познакомиться со сценариями всех дел, посмотреть их на видеопленках, обсудить с организаторами. К концу планируем выпуск сборника методических рекомендаций.

Главная наша цель — творческое развитие личности.

И. ЛОПАТКОВА,
зав. отделом художественного воспитания Центра творчества детей и юношества.

Подготовила О. Блинова

Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru
о себе новости статьи поэзия песни отзывы контакты связь
Хостинг от uCoz