Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru
о себе новости статьи поэзия песни отзывы контакты связь
№ 14 (209) 4 апреля 1997г., с. 7.

Два кавказских пленника

Недавно по «Тонусу» прошел фильм «Кавказский пленник» режиссера Сергея Бодрова. Фильм — призер многих фестивалей года минувшего, а в нынешнем сценарию (авторы С. Бодров, Б. Гиллер, А. Алиев) присуждена награда высокого уровня — приз Феликс Европейской киноакадемии.

Здесь, в подмосковной провинции (как во многих по стране местах), мы обречены смотреть до оскомины импортное кино и не знать, что создано в нашем, отечественном, которое, по убеждению многих, умнее, тоньше, душевнее западного.

Спасибо местной телекомпании за возможность еще раз в этом убедиться. И хорошо бы чаше.

Рубрика `Новости культуры`

В этом фильме нет художественных открытий.

Это спокойный до жути фильм. На жуть — ту, что мы знаем из прессы и рассказов о Чечне — только намеки.

Была давняя притча Льва Толстого о Жилине и Костылине. С тем же названием и тоже о кавказской войне.

И был фильм «Нога» — его тоже мало кто в стране видел — о войне афганской. Шедевр молодого режиссера, вскоре безвременно умершего, был одновременно реалистичен и пропитан мистической жутью. И тоже соотнесен с классикой, но не нашей. С Фолкнером. Два литературных гения двух разных наций, два бывших солдата двух войн разных веков.

Сюжеты русской литературы проще и сложней. Это значит — человечней.

В этом фильме никакая нация не права. И возмездие справедливо. И ни один герой не нарисован черным или белым. Каждый — характер, созданный максимально минимальным количеством штрихов.

Сюжет: двое попавших в чеченский плен молодых русских.

Старший. Обаятельный, эмоциональный, умный. Бесстрашный. И... безродный. Детдомовец. Так сказать, сын страны. Которая востребовала его в единственном качестве — убийцы. Все от Бога данное отступило перед простой усвоенной истиной: не ты, так тебя, это же воина. И он убивает. Даже тогда, когда мог бы не. Потому что привык. Убивать.

У него позади Афган. Теперь Чечня. Он профессионал. Он умеет обезвреживать мины, умеет защитить товарища по оружию. Но он не остановится ни на секунду перед тем, как убить, когда мог бы не.

«Прощание славянки» звучит в его душе. А охранник, безъязыкий чеченец (которого он тоже потом убьет), напевает ему бессловесно «Синий платочек». Так столкнуты в фильме две знаменитые мелодии войны — государственная и человеческая. Две песни страны, которая воевала всегда и вовсе не всегда защищая и освобождая.

...И младший. Юный Ваня. Иван Жилин. Наученный мамой не отвечать на агрессию и ко всем относиться с добром. Философия позднего Толстого имела очень ранние корни. «Хаджи-Мурат», «Кавказский пленник» — это все об одном. Аналогия с русской литературой, русской историей здесь проста до жути: ничего не меняется. ТОТ Жилин был просто человечен. И вызывал человеческие чувства. И потому выжил. «Иди, только не убивай».

Есть только один — по своей реальной ирреальности жуткий момент в фильме. Когда пожилой чеченец, проходя все посты и кордоны со словами «я отец, иду к сыну», идет неумолимо, как торпеда, как робот с одной программой — ненавистью, идет, чтобы убить — не врага, а сына своего соплеменника. Чтобы не обменяли на пленного русского. Потому что русского надо не обменять, а убить.

...И еще — спокойный до жути диалог немолодых людей: отца-чеченца и русской матери. «Твой сын учитель, я тоже учительница». Это сейчас не важно». «Мы можем друг другу верить?» «У нас нет другого выхода».

У нас нет другого выхода.

О. БЛИНОВА

Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru
о себе новости статьи поэзия песни отзывы контакты связь
Хостинг от uCoz