Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru | |||||||
о себе | новости | статьи | поэзия | песни | отзывы | контакты | связь |
... ... ... 1999 года | |
№ ... (...) | |
муниципальная общественно-политическая газета Сергиево-Посадского района | издается с 23 июля 1918 года |
Одним из самых тихих мест в День города безусловно являлся краеведческий отдел историко-художественого музея-заповедника, открывшийся после долгого ремонта.
В особняке на Овражном все было уютно и красиво. Кроме занятых делом сотрудниц и забредшего корреспондента, в залах обитал друг и сподвижник этого места – даритель Евгений Александрович Конев: пришел раньше всех и терпеливо ждал, пока мы побеседуем с Лидией Васильевной Гирлиной.
– Официально мы открываемся в час, но решили сегодня распахнуть двери с утра, – сказала она. – Период ремонта, а он длился с Рождества, не прошел даром: мы интенсивно собирали экспонаты для следующей выставки "Время и вещи". Нельзя было ничего не показать к Троице – и эти два зала сделаны за неделю. Наши смотрители, работающие за 200 рублей, одновременно и реставраторы, и дизайнеры. Вещи, которые нам дарят (на закупку средств давно нет) – предметы давнего и не очень давнего прошлого, способные это прошлое для нас оживить.
...И оживает – особенно для тех, кто помнит, даже если видел в кино или читал – оживает силами горстки людей очень ощутимая наша история. "Ундервуд" на прочном добротном столе, арифмометр, которому бог весть сколько, но выглядит новеньким, приемник СИ-235, довоенный (из тех, что в начале войны у всех отобрали – но, представьте, не у всех), лампочка, каких давно уже нет – все это надо почистить, заставить работать – сделать, чтобы вещь "говорила". Говорила всей собой – а если еще и в сопровождении пленки, включаемой на экскурсиях, где слышны звуки прежнего города: скрип колес, шум базара, голос шарманки...
Об этом мы беседовали в День города, вдали "от шума городского", в двух шагах от бурлящего проспекта, и было хорошо от того, что здесь, в замечательно оформленных фрагментах жизни Посада, живет нечто очень человеческое, воссозданное с любовью, без чего не было бы каждого из нас, потому что без корней нет человека...
О новой экспозиции краеведческого отдела надеемся написать подробнее потом. А в этот день в этот дом, где отдыхает и наполняется душа, забрел при выходе оттуда корреспондента еще один – всего один – посетитель.
* * *
По закону контраста и калейдоскопа Дня корреспондент оказался на привокзальной площади, на открытии памятника Савве Мамонтову. Было так, будто к этому моменту здесь собрался весь город.
Памятник работы московского скульптора В.Чухаркина своим зачехленным видом несколько дней интриговал проходящих. "Сергию?" – предположил заезжий москвич.
И когда наконец упало покрывало, стало возможным прочесть слова:
"Выдающемуся меценату, деятелю Российской культуры, крупному промышленнику, строителю железных дорог России".
Памятник открывали губернатор Московской области А.Тяжлов и глава администрации Сергиева Посада В.Гончаров. Освятил архимандрит Георгий. Были правнук и праправнук: В. Волков и С. Мамонтов.
Обещанной нашей газетой доски с фамилиями спонсоров пока еще нет (а пожертвования продолжают поступать по сей день).
Хотя спонсоры – это, наверное, то, что можно в наши дни ассоциировать с прототипом памятника.
То есть с человеком, который был настолько живым, что его одного хватило бы на несколько жизней. Он мог быть: художником. Певцом. Режиссером. Скульптором (какой памятник, с его шебутной натурой, придумал бы он самому себе?!) Иногда, очень редко, Бог дает больше чем много одному человеку.
Но стал он в главном своем воплощении предпринимателем. Строителем дорог, в необходимость которых не верили современники и которые до сих пор служат потомкам.
Это трудно было предвидеть и просчитать умом. Это могло быть продиктовано умом и чувством – предчувствием Художника. Феномен Саввы Мамонтова – симбиоз того и другого.
Это замечательно передала экспозиция в железнодорожном вокзале, сделанная к празднику фотохудожником Николаем Соловьевым и старшим научным сотрудником Абрамцевского музея Еленой Митрофановой. Серия увеличенных фотографий с текстами вызывала всеобщее внимание. Невольно вспоминалась идея Мамонтова, чтобы картины висели на вокзалах, "образовывая" людей.
В экспозиции собрано все – "кратко и подробно". Настоящий образ "Саввы Великолепного" представлен документально, и вот что встает в этих документах.
Многие знают об уникальном периоде Абрамцева, апофеозе дружбы муз, сотворчестве мастеров, составивших славу русского искусства. – С помощью Саввы.
Не так многие знают, как он строил дороги – но когда видишь на фотографии "Мост через реку Емцу", подпертый деревянным срубом образца 1894 года – встает мост между тем временем и этим.
И проступает трагичный финал этой замечательной жизни. В глазах позднего Мамонтова. В сочувственно-беспомощных письмах железнодорожников Елизавете Григорьевне во время сидения ее мужа в тюрьме. Когда воочию зришь количество подписей на всех этих листах и знаешь, что ту, на фотографии, статую Христа работы Антокольского тоже пустили с торгов – задумаешься о вечной награде Подвижнику от Отечества.
...Современники говорили, что Мамонтову надо поставить четыре памятника: в Мурманске, Архангельске Донецке – и в Москве на Театральной площади.
И вот первый из них сейчас стоит здесь.
Страница ОЛЬГИ БЛИНОВОЙ — http://oblinova.narod.ru | |||||||
о себе | новости | статьи | поэзия | песни | отзывы | контакты | связь |